О создании Школьной службы примирения

    Подготовила педагог-психолог Иванченко В.Т. В МОУ СОШ № 55 «Долина знаний» в  рамках  межведомственного плана комплексных мероприятий по реализации Концепции  развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей до 2025 года   создана  Школьной служба медиации, обеспечивающая защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.  Это обусловлено прежде всего тем, что школьная жизнь – разнообразна и многогранна, это одновременно очень интересный и сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, учащихся.

     В ходе этого взаимодействия не редко возникают конфликтные ситуации, в основе которых лежат различия между участниками учебно-воспитательного процесса, таких как возрастные и характерологические особенности, разные социальные слои и жизненный опыт, национальности, стили  воспитания .Часто ребенок, находясь в ситуации конфликта или являясь жертвой насилия имеет низкую учебную мотивацию, соответственно, показывает низкие учебные достижения. Данная особенность связана с тем, что для большинства учащихся в школе главным является не получение предметных знаний, а утверждение личного статуса в коллективе и межличностное общение. Таким образом, для благоприятного и всестороннего развития личности учащихся необходимо создание комфортной и безопасности среды.

В современной школе, как и в целом мире, существует несколько подходов к разрешению конфликта 

  1. С позиции силы: это разрешение конфликта за счет перевеса в силе одной из сторон (администрация школы, власть родителей и манипуляция). В этом случае всегда одна сторона выигрывает, другая проигрывает.
  2. С позиции права – это разрешение конфликта на основе закона, нормативных актов, распоряжений, инструкций и правил. И в этом случае один участник конфликта выигрывает, а другой проигрывает.

    Общей особенностью первых двух подходов решения конфликта является то, что решение о способе выхода из него принимают не сами участники ситуации, а кто- то другой навязывает им свое решение. Часто эти способы решения конфликтов, которые обычно практикуются в школе, нередко решают только последствия ссоры, а не ее причину. Если не выясняются настоящие причины конфликта, если не происходит работа с чувствами участников конфликта, если участниками не осознаются негативные последствия конфликта, то конфликт остается нерешенным.

  1. С позиции интересов – это восстановительный подход, целью которого является восстановление способности к пониманию и осуществлению восстановительных действий сторон по отношению друг к другу. Урегулирование конфликта в рамках данного подхода осуществляется на основе выявления интересов сторон и приведение сторон к взаимовыгодному соглашению. В данном случае нет проигравшей и выигравшей стороны.

Медиация – это метод (технология) урегулирования конфликтов, в котором стороны при помощи независимого и беспристрастного посредника (медиатора), ищут самостоятельно такое решение, которое отвечает интересам каждой из сторон.

Медиация строится на определенных принципах без соблюдения, которых процедура медиации невозможна:

  1. Принцип добровольности – участие в медиации добровольное, каждая сторона конфликта имеет право на любом этапе выйти из данной процедуры, если посчитает, что решение конфликтной ситуации путем медиации невозможно;
  2. Принцип конфиденциальности – медиация носит конфиденциальный характер и в лице медиатора обеспечивает конфиденциальность и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет сообщена в соответствующие структуры.
  3. Равноправие и сотрудничество – стороны в процессе медиации равноправны. Ни одна из них не имеет процедурных преимуществ. Каждой стороне предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения. Правовое положение сторон одинаково и ни одна их них не может принуждать другую к каким-либо действиям. Стороны равны и рассчитывают найти решение, которое будет выгодно для них обеих.
  4. Нейтральность и независимость медиатора – медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта.

Основная  цель  восстановительной медиации  состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства  для полноценного развития и социализации учащихся.

 

 

Функционирование службы позволит сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту; усовершенствовать профилактическую и коррекционную работу; сократить количество правонарушений; повысить квалификацию преподавательского состава и др. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи. Это позволит родителям не только хотеть, но и компетентно помогать детям.

 Школьная служба примирения  нужна

– каждому участнику, как ребенку, так и взрослому, как обидчику, так и «жертве», для того, чтобы он был выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании;

– детям для того, чтобы они умели самостоятельно выходить из трудной ситуации, имели возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, понимали необходимость разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий

– родителям и педагогам, т.к. медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Previous Article
Next Article