Советы для преподавателей: если школьник опаздывает…

Страница школьного психолога Иванченко Валентины Тимофеевны

           Советы для преподавателей: если школьник опаздывает…

         Не секрет, что в каждом классе найдётся пара учеников, любителей опаздывать на уроки. Это выглядит примерно так: «Здравствуйте! Извините! Можно я войду?», а может даже и без извинений. Внимание всего класса сразу же переключается на «героя дня»: ребята  отвлекаются,  учитель теряет важную мысль, а   драгоценное время урока      безжалостно    убегает. 

              Причин, по которым школьники опаздывают на уроки, существует огромное множество, особенно разнообразны они у тех, для кого опоздания прибрели хроническую форму. Одни ученики задерживаются по уважительной причине (был в больнице), другие просто не умеют грамотно управлять личным временем, а третьи сознательно не спешат на урок из-за низкой мотивации к учебе. 

          Каждый из учителей к таким обучающимся применяет «свои» методы. 
Кто-то более лоялен и не тратит свои нервы, а кто-то категорично не приемлет опозданий на свой урок. Одни педагоги  ограничиваются предупреждением, соответствующей записью в дневнике, индивидуальной беседой после урока, звонком родителям. Другие не пускают в класс, заставляют приносить извинения перед всем классом, оставляют заниматься дополнительно после уроков.         
             Как показывает практика, такие подходы  особой эффективностью не отличаются. Опоздавший на один урок ученик в следующий раз может принять решение прогулять весь день, чтобы лишний раз не привлекать к себе повышенное внимание.

             Меняем тактику:

              1.Выясняем причину опозданий

                Ученик в очередной раз опоздал?

                Задумайтесь, возможно, на вашем уроке он чувствует себя некомфортно, поэтому специально не торопится в класс.     Не усугубляйте  ситуацию, повышая голос, не тратьте время на выяснение причин. На перемене спокойно поговорите с обучающимся  наедине, попробуйте разобраться в сложившейся ситуации. 
            А может быть, школьник элементарно не умеет организовать себя и рассчитать свое время. В беседе с ним задавайте ему много мелких      наводящих вопросов.      Во сколько ты   просыпаешься?      Чем занимаешься до выхода из дома? Сколько времени занимает завтрак, одевание,   сборы, дорога в школу?       Анализируйте каждое его действие буквально по минутам!             В результате вы вместе с учеником определите, где именно он теряет время, и найдете правильное решение проблемы.

                                          2.Повышаем мотивацию обучающегося

            Используйте  «метод пряника»  – повышайте мотивацию ребёнка приходить вовремя, а не стремитесь наказывать  нарушителей дисциплины.
 1. Сделайте свой урок интересным и необычным, так, чтобы не захотелось его пропустить.    

 2.Как вариант – начинайте каждый урок оригинально, с интересной разминки. Тогда и опаздывать на него никому не захочется.

 3. Либо  с небольшой проверочной работы. Опоздавший вряд ли сможет рассчитывать на получение хорошей отметки: ему просто не хватит времени. Поэтому в интересах самих ребят будет

 контролировать себя и приходить на урок вовремя.   

            3.Учимся договариваться

          Договоритесь с ребятами: тот, кто опоздал на урок без уважительной причины, получает удвоенное домашнее задание (решает двойную порцию уравнений в классе, готовит реферат по теме следующего урока и т.д.). Вряд ли кому-то  захочется сознательно нагружать себя дополнительной работой. Некоторые педагоги опоздавших учеников сразу же приглашают к доске для опроса по теме домашнего задания с выставлением оценки. Ребята знают: опоздал – будь готов отвечать, поэтому спешат на урок!

                            4.Учимся поощрять

           Поощряйте пунктуальность! Те ученики, которые вовремя приходили на занятия всю четверть, могут рассчитывать на получение «внеплановой» отличной отметки в журнале. Продумайте вместе с учениками систему мотивации, предоставляющую дисциплинированным ученикам дополнительные права или возможности.

                 5.Используем психологию и юмор

           Ученик, который опоздал на урок, получает порцию громких аплодисментов от всего класса. Учитель на этом фоне говорит, как нам не хватало опоздавшего ученика, что мы ему очень рады, но его опоздание помешало работе всего класса. Первоначальное удивление и смех примерно на третий раз сменятся неодобрением коллектива, поэтому ученики стараются не опаздывать, чтобы не

 оказываться в центре такого внимания.  Подойдете к решению проблемы с юмором!

  «Награждайте» регулярно опаздывающих учеников отличительными знаками или наклейками на дневник «Люблю поспать», «Главный опаздывающий месяца», «Нарушаю дисциплину. Обещаю исправиться» и т.д.  И ещё:

 1.Назначьте ответственных ребят за соблюдение дисциплины в классе (естественно, из числа особо склонных к опозданиям. Такая должность ко многому обязывает!  
  2.В начальной школе, возможно,  разместить в классном уголке таблицу «Не опаздывай, дружок! Приходи-ка в школу в срок!», где ежедневно будут фиксироваться опоздания детей.

 3.Для старшеклассников можно завести журнал опозданий (с указанием причин). 
4.Включать соревновательные моменты.

         Разделить класс на малые группы и организовать  конкурс на самую дисциплинированную их них. Условие победы – отсутствие в группе опозданий за определенный период времени. Чтобы не подвести других ребят, вечно опаздывающим, придется приходить на учебу вовремя.   

Previous Article
Next Article

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *