Лекторий для родителей « Психологическое здоровье детей в семье».

Добрый день, уважаемые родители, спасибо, что вы нашли время для нашего разговора. Меня зовут Валентина Тимофеевна, я – педагог-психолог нашей школы. Как вы думаете, что должны дать родители своему ребенку? Когда философу задали такой же вопрос ,  он ответил? «Родители должны дать своим детям корни и крылья». Давайте определим, что же   является корнями, а что крыльями.  Правильно, согласна с вами. Здоровье – это корни, это то, от чего зависит качество жизни ребенка и от того, каким здоровьем обладают наши дети, а от крыльев зависит дальность и успешность их полета. Для каждого родителя свой ребенок в любом возрасте самый красивый, самый ласковый, родной, умный, лучший! Все родители мечтают о счастливом будущем детей. Если представить (используя приемы психологов), что ребенок- это чаша, то самая главная задача родителей эту чашу наполнить, при этом важно ,чтобы она не расплескалась, не разбилась, а становилась с каждым годом еще лучше и духовно богаче!!! К сожалению, в настоящее время дети, подростки, молодежь оказались в сложном  положении : разрушены ценностные ориентиры, утрачивается связь поколений, резко изменились стереотипы поведения. СМИ и  телевидение  демонстрируют негативные примеры взаимоотношений   между членами семьи и все это приводит  к риску нарушений в психологическом здоровье детей. Нас, родителей, особенно мам, всегда волнует физическое здоровье ребенка. Мы чётко за ним следим: чтобы тепло оделся, чтобы вовремя покушал, чтобы вовремя лег спать. А вот о психологическом здоровье ребенка у нас как – то не принято разговаривать. А почему? А я предлагаю вам сегодня поговорить на тему «Сохранение психологического и эмоционального здоровья детей в семье» Для начала попробуем определить, что же такое психологическое здоровье- это состояние комфорта, уравновешенности. Как сохранить ПЗ своих детей, какие шаги можно предпринять. Давайте об этом поразмышляем. Расшифруйте надпись ЯХЯЛЯМ (я хороший, я любимый, я всё могу ). Это формула принятия себя и других. Безусловно принимать ребенка – это значит любить его просто так, за то, что он есть, а не за хорошие отметки или дела. Первый шаг психологического  благополучия – любовь к себе и другим, принятие себя и других. Очень часто слово сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может “всплыть” в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий. Давайте разберем высказывания родителей и попытаемся определить какое влияние они оказывают на ребёнка (негативное, позитивное)  Упражнение «Как сказать по другому?»
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
Сказав так: Подумайте о последствиях И вовремя исправьтесь
“Горе ты мое!” Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. “Счастье мое, радость моя!”
“Плакса, нытик!” «Хватит тут слёзы лить» Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи. “Поплачь, будет легче…”
“Не твоего ума дело! Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. “А ты как думаешь?…”
“Тебе ничего нельзя доверить» Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. “Попробуй еще, у тебя обязательно получится!”
“Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь!..” Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. “Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!”
“Уйди с глаз моих, встань в угол!” Нарушение взаимоотношений с родителями, “уход” от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. “Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!”
“Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!” Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. “Смелее, ты все можешь сам!”
Вы видите, уважаемые родители, что любую негативную установку, мы всегда можем обратить в позитивную. 2 шаг эмоционального благополучия – позитивное восприятие мира. Хочу прочитать вам отрывок из сочинения: «Вот ещё один день проходит и вроде бы весь день общался, был не один, а вспомнить что было – не могу. Странно… и мама вот –вот уже с работы придёт. Интересно, что она скажет. Да что тут интересного, наверняка всё, как всегда. Её первой фразой будет «Уроки сделал? Что в школе получил?», а так хочется, до боли хочется, чтобы она сказала: « Сынок, я так соскучилась!!!» Оказывается, существуют «Я – сообщения» и они куда полезней и эффективней, чем ты –сообщения. 3 шаг- использование «я сообщений» -Посмотрите, как мало нам надо делать (всего три шага), для того чтобы все были здоровы и счастливы. Главное: уделяйте больше внимания, любви и заботы своему ребёнку! Это значит, что Вам необходимо: – знать, о чем мечтает ребенок, чем интересуется -как он себя чувствует в той ли иной ситуации -с кем дружит -чего боится -чего хочет от Вас, от друзей. Главное в общении родителей с ребенком – искренность. Если ребенок почувствует, что Вы им искренне интересуетесь, а не выполняете некие “рекомендации”, то он обязательно откликнется.      «Искренность состоит не в том, чтобы говорить все, что думаешь, а в том, чтобы думать именно то, что говоришь»                                                                                                       (Ипполит де Ливри).   Не забывайте, что самое ценное, что есть у человека – это его жизнь и здоровье, а жизнь и здоровье ребенка –  бесценно. насекомое.
Previous Article
Next Article