Профилактика аутогрессивного поведения у подростков в школе

ЧТО В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ РОДИТЕЛЕЙ?

-Ребенок прямо или косвенно говорит о  нежелании продолжать жизнь. Разговор  о нежелании жизни – попытка привлечь к  себе и своим проблемам. Отчаявшийся  подросток, на которого не обращают  внимания, вполне может довести свое  намерение до конца.

-Рискованное поведение, в котором  высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

–  Резкое  изменение  поведения. Например,  не хочет   разговаривать с близкими ему людьми, теряет интерес к  тому, чем раньше любил заниматься,  отдаляется от друзей.

–  У  подростка  длительное  время подавленное  настроение,  пониженный  эмоциональный фон, раздражительность.

– Наличие примера окончания жизни в ближайшем окружении.

ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ, НА КОТОРЫЕ НАДО ОБРАТИТЬ СВОЕ ВНИМАНИЕ

–  Ссора  или  острый  конфликт  со значимыми взрослыми.

–  Несчастная  любовь  или  разрыв романтических отношений.

– Отвержение сверстников, буллинг, в  том числе травля в социальных сетях.

–  Объективно  тяжелая  жизненная ситуация (потеря ближнего человека,  резко общественное отвержение, тяжелое  заболевание)

–  Нестабильная  семейная  ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации  насилия).

–  Резкое  изменение  социального окружения (например, в результате смены места жительства).

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ ОНИ ОБНАРУЖИЛИ ОПАСНОСТЬ? 

– Если вы увидели, хотя бы один из  перечисленных выше признаков – это  достаточный повод для того, чтобы уделить  внимание  подростку  и поговорить с ним. Спросите, можете ли  вы ему помочь и как, с его точки зрения,  это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш ребенок  отказывается от помощи, уделяйте ему и  его проблемам больше внимания.

–  Обратитесь  к  специалисту самостоятельно или с ребенком.

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ,  ЧТОБЫ НЕ ДОПУСТИТЬ ПОПЫТОК АУТОГРЕССИВНОГО  ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО КРАЙНЕЙ  ФОРМЫ?

Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно  постоянно  общаться  с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении  от родителей.

Для этого: расспрашивайте и говорите с ребенком о его   жизни; уважительно относитесь к тому, что кажется ему  важным и значимым; не начинайте  общение с претензии, даже если ребенок  что-то сделал не так-проявите к нему  интерес; обсуждайте его ежедневные  дела, задавайте вопросы.

ПОМНИТЕ, что авторитарный стиль  воспитания для подростка неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты,  ограничения свободы и наказания могут  спровоцировать ответную агрессию или аутоагрессию. Оптимальной  формой воспитания является – договоренность.  Если запрет необходим, объясните его  целесообразность. Постарайтесь вместе  найти решение, компромисс.

ГОВОРИТЕ о перспективах в жизни и будущем. У подростка еще только формируется картина будущего. 

УЗНАЙТЕ, что ваш ребенок хочет, как  он намерен добиваться поставленных целей, ПОМОГИТЕ ему составить конкретный  план действий. НЕ БОЙТЕСЬ делиться собственным опытом, задушевная беседа на равных всегда лучше, чем чтение лекций и  нотаций.

Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама  по себе жизнь – это та ценность, ради  которой стоит жить.

ВАЖНО  научить  ребенка  получать удовольствие от простых и доступных  вещей в жизни. Лучший способ проявить любовь к жизни – Ваш собственный пример.  Ваше  позитивное мироощущение обязательно передается  ребенку и поможет ему справляться с  неизбежно возникающими трудностями.

Рассказывайте чаще о том, как вам  приходилось преодолевать те или иные трудности.  Конструктивно  пережитый  опыт неудачи делает человека более уверенным  в  собственных  силах  и устойчивым. И наоборот: привычка к  успехам порой приводит к тому, что человек  начинает  очень  болезненно переживать неизбежные неудачи.

Проявите любовь и заботу, разберитесь,  что стоит за внешней грубостью ребенка.  Подросток делает вид, что вы совсем не  нужны ему, он может обесценивать  проявление заботы к нему. Тем не менее,  ему очень важна ваша любовь, внимание,  забота и поддержка. Надо лишь выбрать  приемлемые для этого возраста формы  их проявления.

Найдите  баланс  между свободой и несвободой  ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпустить своих детей на волю, передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен  быть  резким.  Предоставляя свободу важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться – она может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще  нуждается в помощи. 

Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальном или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях сребенком.

ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ

Всероссийский телефон доверия : 8 – 800 – 2000 – 122

Телефон доверия ГУ МВД России по  Волгоградской области: 30-44-44

Телефонная линия «Ребёнок в опасности»:  123, 8(8442)24-07-69

Аппарат Уполномоченного  по правам ребенка:  8(8442) 30-84-64

Скачать памятку

Previous Article
Next Article