Советы для преподавателей: если школьник опаздывает…
Страница школьного психолога Иванченко Валентины Тимофеевны Советы для преподавателей: если школьник опаздывает… Не секрет, что в каждом классе найдётся пара учеников, любителей опаздывать на уроки. Это выглядит примерно так: «Здравствуйте! Извините! Можно я войду?», а может даже и без извинений. Внимание всего класса сразу же переключается на «героя дня»: ребята отвлекаются, учитель теряет важную мысль, а драгоценное время урока безжалостно убегает. Причин, по которым школьники опаздывают на уроки, существует огромное множество, особенно разнообразны они у тех, для кого опоздания прибрели хроническую форму. Одни ученики задерживаются по уважительной причине (был в больнице), другие просто не умеют грамотно управлять личным временем, а третьи сознательно не спешат на урок из-за низкой мотивации к учебе. Каждый из учителей к таким обучающимся применяет «свои» методы. Меняем тактику: 1.Выясняем причину опозданий Ученик в очередной раз опоздал? Задумайтесь, возможно, на вашем уроке он чувствует себя некомфортно, поэтому специально не торопится в класс. Не усугубляйте ситуацию, повышая голос, не тратьте время на выяснение причин. На перемене спокойно поговорите с обучающимся наедине, попробуйте разобраться в сложившейся ситуации. 2.Повышаем мотивацию обучающегося Используйте «метод пряника» – повышайте мотивацию ребёнка приходить вовремя, а не стремитесь наказывать нарушителей дисциплины. 2.Как вариант – начинайте каждый урок оригинально, с интересной разминки. Тогда и опаздывать на него никому не захочется. 3. Либо с небольшой проверочной работы. Опоздавший вряд ли сможет рассчитывать на получение хорошей отметки: ему просто не хватит времени. Поэтому в интересах самих ребят будет контролировать себя и приходить на урок вовремя. 3.Учимся договариваться Договоритесь с ребятами: тот, кто опоздал на урок без уважительной причины, получает удвоенное домашнее задание (решает двойную порцию уравнений в классе, готовит реферат по теме следующего урока и т.д.). Вряд ли кому-то захочется сознательно нагружать себя дополнительной работой. Некоторые педагоги опоздавших учеников сразу же приглашают к доске для опроса по теме домашнего задания с выставлением оценки. Ребята знают: опоздал – будь готов отвечать, поэтому спешат на урок! 4.Учимся поощрять Поощряйте пунктуальность! Те ученики, которые вовремя приходили на занятия всю четверть, могут рассчитывать на получение «внеплановой» отличной отметки в журнале. Продумайте вместе с учениками систему мотивации, предоставляющую дисциплинированным ученикам дополнительные права или возможности. 5.Используем психологию и юмор Ученик, который опоздал на урок, получает порцию громких аплодисментов от всего класса. Учитель на этом фоне говорит, как нам не хватало опоздавшего ученика, что мы ему очень рады, но его опоздание помешало работе всего класса. Первоначальное удивление и смех примерно на третий раз сменятся неодобрением коллектива, поэтому ученики стараются не опаздывать, чтобы не оказываться в центре такого внимания. Подойдете к решению проблемы с юмором! «Награждайте» регулярно опаздывающих учеников отличительными знаками или наклейками на дневник «Люблю поспать», «Главный опаздывающий месяца», «Нарушаю дисциплину. Обещаю исправиться» и т.д. И ещё: 1.Назначьте ответственных ребят за соблюдение дисциплины в классе (естественно, из числа особо склонных к опозданиям. Такая должность ко многому обязывает! 3.Для старшеклассников можно завести журнал опозданий (с указанием причин). Разделить класс на малые группы и организовать конкурс на самую дисциплинированную их них. Условие победы – отсутствие в группе опозданий за определенный период времени. Чтобы не подвести других ребят, вечно опаздывающим, придется приходить на учебу вовремя. |

