Лекторий для родителей « Психологическое здоровье детей в семье».
Добрый день, уважаемые родители, спасибо, что вы нашли время для нашего разговора. Меня зовут Валентина Тимофеевна, я – педагог-психолог нашей школы. Как вы думаете, что должны дать родители своему ребенку?
Когда философу задали такой же вопрос , он ответил? «Родители должны дать своим детям корни и крылья». Давайте определим, что же является корнями, а что крыльями. Правильно, согласна с вами. Здоровье – это корни, это то, от чего зависит качество жизни ребенка и от того, каким здоровьем обладают наши дети, а от крыльев зависит дальность и успешность их полета.
Для каждого родителя свой ребенок в любом возрасте самый красивый, самый ласковый, родной, умный, лучший! Все родители мечтают о счастливом будущем детей. Если представить (используя приемы психологов), что ребенок- это чаша, то самая главная задача родителей эту чашу наполнить, при этом важно ,чтобы она не расплескалась, не разбилась, а становилась с каждым годом еще лучше и духовно богаче!!!
К сожалению, в настоящее время дети, подростки, молодежь оказались в сложном положении : разрушены ценностные ориентиры, утрачивается связь поколений, резко изменились стереотипы поведения. СМИ и телевидение демонстрируют негативные примеры взаимоотношений между членами семьи и все это приводит к риску нарушений в психологическом здоровье детей.
Нас, родителей, особенно мам, всегда волнует физическое здоровье ребенка. Мы чётко за ним следим: чтобы тепло оделся, чтобы вовремя покушал, чтобы вовремя лег спать. А вот о психологическом здоровье ребенка у нас как – то не принято разговаривать. А почему? А я предлагаю вам сегодня поговорить на тему «Сохранение психологического и эмоционального здоровья детей в семье»
Для начала попробуем определить, что же такое психологическое здоровье- это состояние комфорта, уравновешенности. Как сохранить ПЗ своих детей, какие шаги можно предпринять. Давайте об этом поразмышляем. Расшифруйте надпись ЯХЯЛЯМ (я хороший, я любимый, я всё могу ). Это формула принятия себя и других. Безусловно принимать ребенка – это значит любить его просто так, за то, что он есть, а не за хорошие отметки или дела.
Первый шаг психологического благополучия – любовь к себе и другим, принятие себя и других. Очень часто слово сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может “всплыть” в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий. Давайте разберем высказывания родителей и попытаемся определить какое влияние они оказывают на ребёнка (негативное, позитивное) Упражнение «Как сказать по другому?»
Вы видите, уважаемые родители, что любую негативную установку, мы всегда можем обратить в позитивную.
2 шаг эмоционального благополучия – позитивное восприятие мира.
Хочу прочитать вам отрывок из сочинения: «Вот ещё один день проходит и вроде бы весь день общался, был не один, а вспомнить что было – не могу. Странно… и мама вот –вот уже с работы придёт. Интересно, что она скажет. Да что тут интересного, наверняка всё, как всегда. Её первой фразой будет «Уроки сделал? Что в школе получил?», а так хочется, до боли хочется, чтобы она сказала: « Сынок, я так соскучилась!!!» Оказывается, существуют «Я – сообщения» и они куда полезней и эффективней, чем ты –сообщения.
3 шаг- использование «я сообщений»
-Посмотрите, как мало нам надо делать (всего три шага), для того чтобы все были здоровы и счастливы. Главное: уделяйте больше внимания, любви и заботы своему ребёнку!
Это значит, что Вам необходимо:
– знать, о чем мечтает ребенок, чем интересуется
-как он себя чувствует в той ли иной ситуации
-с кем дружит
-чего боится
-чего хочет от Вас, от друзей.
Главное в общении родителей с ребенком – искренность. Если ребенок почувствует, что Вы им искренне интересуетесь, а не выполняете некие “рекомендации”, то он обязательно откликнется.
«Искренность состоит не в том, чтобы говорить все, что думаешь, а в том, чтобы думать именно то, что говоришь»
(Ипполит де Ливри).
Не забывайте, что самое ценное, что есть у человека – это его жизнь и здоровье, а жизнь и здоровье ребенка – бесценно.
насекомое.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ | ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ | |||
Сказав так: | Подумайте о последствиях | И вовремя исправьтесь | ||
“Горе ты мое!” | Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. | “Счастье мое, радость моя!” | ||
“Плакса, нытик!” «Хватит тут слёзы лить» | Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи. | “Поплачь, будет легче…” | ||
“Не твоего ума дело! | Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. | “А ты как думаешь?…” | ||
“Тебе ничего нельзя доверить» | Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. | “Попробуй еще, у тебя обязательно получится!” | ||
“Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь!..” | Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. | “Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!” | ||
“Уйди с глаз моих, встань в угол!” | Нарушение взаимоотношений с родителями, “уход” от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. | “Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!” | ||
“Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!” | Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. | “Смелее, ты все можешь сам!” |


